Общество

16:07, 16 мая 2019

Василий Грязев: возвращение в КБП

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей КИРЕЕВ

Уверенный и одухотворенный взгляд, устремленный в будущее, – таким запечатлел скульптор легендарного тульского оружейника Василия Грязева.

Его бюст открыли на днях на территории АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» – предприятия, с которым была связана почти вся его судьба.
Василий Грязев – один из людей, олицетворяющих не только тульскую, но и всю отечественную оборонную промышленность. Свою жизнь он называл счастливой, хотя ему пришлось пережить немало трудностей. Грязев родился в Туле в 1928 году, рано лишился матери, а в 1944-м, после смерти отца, начал самостоятельную жизнь. Сначала собирался поступить в артиллерийское училище, но по совету друга решил пойти учиться в Тульский механический институт. Решающей стала тяга к оружию, интерес к его устройству. С ним Василий, как и его сверстники военной поры, был знаком не понаслышке – разбирал и изучал трофейные образцы, которых в окрестностях Тулы хватало с лихвой. Уже в институте Грязев проявил себя: учился прекрасно, стремился к решению практических вопросов конструирования. А по окончании вуза отправился в Климовск, где располагался Подольский центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения. Здесь и произошла судьбоносная встреча Василия Грязева с Аркадием Шипуновым – тоже молодым и талантливым конструктором. В ту пору у Грязева была заветная мечта: создать новый пистолет. Но Шипунов, уже в молодости обладавший мышлением сильного теоретика и тонкого стратега, отсоветовал и предложил заняться более актуальной тематикой – авиационными пушками. На этом пути было много неудач, но они только раззадоривали конструкторов. И впоследствии Грязев и Шипунов создали целое семейство артиллерийских пушек ГШ, которыми оснащали самолеты, вертолеты и боевые машины.
В 1966 году Василий Петрович вернулся в Тулу – по приглашению Шипунова, который к тому времени возглавил ЦКБ-14 (тогда так называлось КБП). Это был мощный творческий дуэт, который сформировал на предприятии коллектив с огромным потенциалом, осваивающий перспективные направления и изделия.
На базе научно-технических идей и конструкторских решений, выдвинутых Грязевым, разработаны образцы малокалиберного автоматического артиллерийского вооружения с применением различных схем автоматики (многоствольной, двуствольной, одноствольной) для трех родов ­войск. Пушки и зенитные автоматы, самый легкий пистолет ГШ-18 и уникальное 100-миллиметровое орудие, одновременно являющееся ракетной пусковой установкой, пистолеты-пулеметы, гранатометы, снайперские винтовки – десятки образцов новейшего, как правило не имеющего зарубежных аналогов вооружения были созданы при решающем участии Грязева. Он не оставлял работу до последних дней жизни, охотно делился знаниями с коллегами и студентами ТулГУ, где вел преподавательскую работу, руководил кафедрой.
– По-моему, главных заповедей три: никому нельзя верить (то есть проверяй всю информацию), никого нельзя бояться и ничего ни у кого нельзя просить. Достигай всего сам! – говорил Грязев. –
Не менее важно и избегать самодовольства, почивания на лаврах, что есть не что иное, как остановка в развитии, которая губительна для всякого таланта. А вот ошибаться, наоборот, нисколько не страшно: главное – преодолевать свои недочеты.
В день открытия бюста на площади в КБП собрались родственники, коллеги Василия Петровича, ветераны и сотрудники предприятия. Его не стало в 2008 году, но по сей день люди хранят добрую память о встречах и сотрудничестве с легендарным конструктором.
– Мы очень хорошо знали друг друга, – говорит бывший начальник сектора КБП Вениамин Дульнев. – Работать с ним было великолепно. Грязев был требовательным человеком. Он всегда умел найти нужные слова. А когда видел, что кто-то другой сделал отличную конструкцию, удовлетворенно произносил: «Да, это дела не юноши, а мужа!» Василию Петровичу пришлось трудно, когда ушла из жизни супруга – для него семья всегда была очень важна. Но и тогда его спасала работа.
Многолетний руководитель филиала ЦКИБ СОО Виктор Зеленко пришел работать в КБП в 1987 году, но с Василием Петровичем был знаком еще до того, трудясь на Тульском машиностроительном заводе: именно там занимались серийным производством артиллерийского вооружения, которое разрабатывал Грязев.
– Он был чрезвычайно работоспособным и деятельным, – рассказал Зеленко. – Невероятно быстро и умело чертил, не пользуясь резинкой. Рядом с ним нельзя было работать плохо.
На торжественном митинге первый заместитель управляющего директора АО «КБП» Вяче­слав Ковалев назвал открытие бюста Грязева большой честью для предприятия.
– Важно, что памятник располагается напротив нового корпуса, в котором трудятся наши конструкторы, создают современную технику, продолжают дело Василия Петровича. Он был гениальным конструктором, оставил огромный задел, который мы развиваем. Грязев был человеком, беззаветно любившим свое дело, зажигавшим соратников своей энергией.
Сын великого оружейника, ректор ТулГУ Михаил Грязев прекрасно помнит, как отец порой работал без выходных, чтобы выполнить поставленную задачу.
– От имени семьи благодарю руководство холдинга «Высокоточные комплексы» и КБП за решение открыть памятник. Василий Петрович – это образец отношения к делу и любви к Родине. Вся жизнь отца неотрывно связана с конструкторским бюро приборостроения. И сегодня он вернулся на свое предприятие.
Бюст, к которому сотни участников торжественной церемонии возложили цветы, изготовлен из бронзы скульптором Владимиром Курочкиным.
– Василий Петрович здесь изображен в тот период жизни, когда он уже прославился как выдающийся оружейник, получил Звезду Героя Социалистического Труда, – рассказал Владимир Курочкин. – Грязева я давно знал, к тому же общался с его сыном, коллегами. Для меня создать памятник такому человеку – большая честь.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий