Культура

10:57, 16 ноября 2022

У вас купец – у нас портрет: новая выставка в тульском филиале ГИМ

У вас купец – у нас портрет: новая выставка в тульском филиале ГИМ

Ирина Мельханова
Илья Ходаковский


Выставка купеческого портрета из собрания Государственного исторического музея открывается в Туле на следующей неделе. 

О живописи предметно

Женские и мужские, семейные и парадные, свадебные и посмертные – в общей сложности 48 полотен, составляющих ретроспективу развития купеческого портрета в России с конца XVIII до начала XX века, представлены в хронологической подборке.

Ценителям художественной составляющей доставит удовольствие наблюдать стилистические изменения жанра: именно в этот период русская портретная живопись проделывает путь от парсуны, элементов иконописи до натуралистического изображения и светского портрета.

Не менее интересно проследить и исторические изменения «по ту сторону полотна»: смену моды и образа жизни русских купеческих семейств по европейскому образцу.

029.jpg

Характерная черта женского купеческого портрета: у изображаемой дамы почти на каждом пальце по колечку. Показать на портрете нужно было все лучшее, что было в наличии. Портретировались девушки чаще всего «на выданье», и на полотне должны были предстать во всем блеске и красе. 

__________________________

Общую идею выставки поддерживают предметы изображаемого периода, включенные в экспозиционное пространство. Более двухсот памятников музейного собрания ГИМ, сопровождающие живописный ряд, дают зрителю представление о быте и привычках купечества, особенностях костюма и деталях интерьера, характерных для сословия в упомянутый период.

042.jpg

Подлинные костюмы и украшения, медали и знаки отличия, денежные знаки и ювелирные изделия, аксессуары и предметы быта ведут рассказ о предпочтениях, традициях и взглядах на жизнь бывших владельцев.

Интересным ходом организаторов стало размещение вещественных памятников истории таким образом, чтобы они перекликались с полотнами.

Е-356_1.jpg

Кокошник с «шишками» купеческая невеста надевала во время свадебного обряда. А в народе бытовало присловье: «Сколько шишек, столько и детишек».

_________________________________________

Посетители могут сравнить расшитые жемчугом и перламутром кокошники с «шишками», изображенные на портретах купчих из Торопца Псковской губернии, и подлинный торопецкий головной убор; костюм ребенка на семейном портрете и детскую рубашечку домашнего шитья XIX века; веер неизвестной с полотна, анонсирующего выставку, и вполне вещественный веер старинной работы, точно сошедший с этого портрета…

I_WtlMA46Xk.jpg

Портрет неизвестной купчихи кисти неизвестного автора (второй слева) в некотором смысле – собирательный образ раннего купеческого портрета. Отличие его на данном этапе – запаздывание моды по сравнению с портретом светским, дворянским. Разные детали костюма купчихи характерны для разного времени: какие-то модные веяния еще не успели дойти до общества, куда была вхожа владелица наряда, некоторые детали дополнены по личному вкусу. 

______________________________

- Этот формат был разработан специально для Тулы, - рассказывает одна из кураторов выставки, старший научный сотрудник научно-экспедиционного отдела ГИМ Татьяна Петрова. -  Мы решили показать в городе, некогда тоже купеческом, не просто портреты, а купеческую культуру в целом. Тем важнее элементы предметного мира, позволяющие придать истории объем и детали. На картине видим семейство за чаем, и тут же можно рассмотреть в подробностях замечательный комплекс, связанный с традицией купеческого чаепития: «парадного фасона» самовар фабрики Николая Маликова и сервиз гжельской посуды, характерной для чайного стола XIX века. Купцы – люд деловой, торговый, а значит, выставка не могла обойтись без монет и купюр, ценных бумаг и купеческих печатей… Каждый из этих предметов интересен сам по себе, но еще интереснее «считывать» посыл от вещи к портрету и наоборот. Мы словно приглашаем зрителя к игре, предлагая сравнить тот или иной живописный образ и реальный памятник истории.

l-dJ9dAOTL4.jpg

В рамках приличий

В первом зале выставки представлены полотна, созданные на этапе зарождения купеческого портрета.

Портретная живопись того периода многое переняла от парсуны. Как из традиции XVII века пришли канонические изображения на темном фоне с элементами иконописи, так и первые портреты купечества были строгими, статичными, плоскостными, прописанными с большим вниманием к декоративным деталям. Внутренний мир и эмоции человека на портрете, напротив, изображать не следовало.

- Купечество конца XVIII века на Руси – сообщество довольно закрытое, обособленное, - поясняет младший научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ, куратор выставки «Купеческий портрет» Наталья Аринич. - Купцы того времени по большей части – старообрядцы, избегавшие портретирования из суеверных опасений. Существовало поверье, что портрет забирает часть сущности сличенного владельца. Отсюда и обычай подписывать на портрете максимально подробно, с кого он писан, в каком возрасте, в какой день… Буквальное удостоверение персоны и момента. Тем более, что портрет обычно создавался один за всю жизнь, единственное свидетельство о человеке и его деяниях.

szZDmwxqHXg.jpg

Делалось это для сохранения памяти потомством, и купцы крайне серьезно относились к таким полотнам: портрет должен был выглядеть благопристойно, отражать не только эстетические, но и духовные достоинства человека.

023.jpg

Изначально купеческий портрет был только женским. Барышня изображалась в полном праздничном облачении: расшитый сарафан, рубаха с пышными рукавами, богатый головной убор.

____________________________

Уже сто лет спустя функциональное назначение портрета в купеческой среде и придаваемое ему значение меняются. Имея крупные капиталы, скопленные в семье несколькими поколениями, купцы приобретают возможность не только заказывать портреты по случаю, но и выбирать художников. Купеческий портрет перестает быть сословным, теперь он практически не отличается от дворянского, исчезает нарочитая декоративность и орнаментальность, на первый план выходит реалистичность, появляется психологическая составляющая.

046.jpg

Главы купеческих семейств появляются в портретной традиции начала ХХ века. На полотнах, представленных во втором зале экспозиции – известнейшие предприниматели и меценаты: Алексей Абрикосов, братья Бахрушины, Павел Рябушинский и другие. Тульское музейное объединение предоставило для этого зала портрет владельца крупнейшей тульской самоварной фабрики Александра Баташева (первый слева).

_______________________________

Если в период становления в жанре господствовали полотна безвестных живописцев, то в начале ХХ века – это громкие имена мастеров, зачастую первые имена в художественной среде того времени. Картины перестают адресоваться только потомкам. Они обретают художественную ценность и в какой-то степени становятся капиталовложением.

Художник не должен быть голодным!

- В Туле выставляется в общей сложности 266 предметов, и на самом деле – это очень насыщенная экспозиция, - уточняет Татьяна Петрова. - Мы постарались, чтобы выставка была яркой, зрелищной, чтобы здесь можно было надолго задержаться. Значительная часть полотен XVIII – начала XIX века, размещенных в первом зале, маркированы: «Неизвестный художник», при этом мы также часто не знаем и имен тех, кто на портретах изображен. Но существуют и работы знаменитых авторов, уже в первой половине XIX века обратившихся к купеческому портрету. Например, Василий Тропинин – на этой выставки представлены парные портреты семьи Селивановских его кисти. Позже к жанру купеческого портрета обращаются многие известные мастера, и во втором зале выставки знаменитых фамилий гораздо больше. Например, в экспозицию включены работы Валентина Серова, Василия Перова, Константина Маковского, Николая Богданова-Бельского.  

038.jpg

Подборку мужских купеческих портретов иллюстрирует богатая коллекция наград. Предприниматели и меценаты начала ХХ века, получившие дворянство, награждались различными орденскими знаками; медали служили наградами для купеческого сословия. Чаще всего поощрялись заслуги жертвователей в социальной сфере – строительство домов призрения и другая благотворительная деятельность.

________________________________

028.jpg

Настоящие памятники ювелирного искусства – жетоны из золота и эмали коллекции купеческого семейства Поляковых. Во второй половине XIX века в России распространяется практика ношения таких жетонов в качестве брелоков на цепочке часов. Эти знаки свидетельствуют о принадлежности владельца к той или иной благотворительной организации или деловому предприятию. Жетоны Полякова по большей части посвящены железным дорогам, в строительстве которых он принимал участие, но есть и неожиданные. Например, жетон общества акклиматизации животных и растений напоминает о материальном участии Полякова в создании Московского зоосада.

________________________________

Портрет купца Алексея Абрикосова кисти Валентина Серова – один из наиболее любопытных экспонатов выставки.

Знаменитый фабрикант, сладости которого в начале прошлого века знали по всей России, заказал портрет признанному мастеру, и в ряду произведений Серова это безусловно шедевр. Абрикосов в личном кабинете – не просто успешный делец, а умудренный старец, по праву поглядывающий на зрителя сверху вниз…

Но самую интересную особенность этой работы не увидеть. Ее попросту нет. 

На портрете отсутствует подпись автора.

hnugmHjfP88.jpg

- Серов не завершил работу. Из-за конфликта мастера с семейством заказчика портрет остался не дописан, - рассказывает Татьяна Петрова. - В одном из исторических источников художник упоминал, что ему было некомфортно находиться в доме Абрикосовых. Когда Серов работал над портретом, Алексей Иванович время от времени удалялся в великолепную свою готическую столовую, откуда раздавались звон посуды, голоса, долетали дразнящие запахи… Увы, художника за все время к трапезе ни разу не позвали. В какой-то момент мастер прямо высказал свою обиду: дескать, в хороших домах принято портретиста приглашать за стол, пусть даже с прислугой… Не совсем ясно, стало ли это основной причиной раздора заказчика и исполнителя портрета, но одним из элементов конфликта эта ситуация точно была.

Проиграл в этой ситуации, судя по всему, купец. Портрет, который семейство планировало разместить на фабрике как напоминание об основателе кондитерского производства, остался без финальных штрихов и почетного места в кабинете не занял. А вот в качестве художественного наследия Валентина Серова портрет Алексея Абрикосова стал знаменит. Несмотря на незавершенность.

010.jpg

Выставка «Купеческий портрет XVIII – начала XX века из собрания Исторического музея»

Где: Исторический музей. Филиал в Туле (ул. Металлистов, 10)

Когда: 22.11.2022 - 27.03.2023

Возрастная категория: 6+.


Реклама. Исторический музей. Филиал в Туле tula.shm.ru
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий