Общество

09:00, 28 июля 2021

Долгая дорога

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков
Светлана Карманова

Общая теория относительности Эйнштейна применима, как известно, ко всем системам отсчета. Действует она и в деревне Кашово Тульской области.

Задачка о прямолинейном равномерном движении автобуса по участку дороги длиной 3 километра, для ученика средней школы – абсолютно пустяковая, при попытке решения транспортниками, прочно ушла здесь в область релятивистской механики.

Рассматривать ее иначе, чем в пространственно-временном континууме, не получается. И по оси времени набежало уже 9 лет с тех пор, как жители впервые огласили «условия задачи».

_L9A4433.JPG 

Дано

Из пункта А (город Одоев) в пункт Б (деревня Кашово) 9 лет назад ходил по муниципальному маршруту рейсовый автобус. Возил жителей Кашово, а также Бутырок, Вязовны, Романдино, Дурновки, Отрубей и еще нескольких населенных пунктов – слишком мелких и труднодоступных для организации собственного пассажирского сообщения. Два раз в день, кроме воскресенья, в прямом направлении и в обратном.

«В 2012 году маршрут регулярных перевозок «Одоев – Кашово» был отменен с связи с экономической нецелесообразностью», - эту фразу пенсионерка Тамара Бутылина из Бутырок читала в приходящих на ее имя официальных ответах от чиновников различных уровней столько раз, сколько эти ответы получала.

«Количество домовладений в деревне Кашово – 37», - снова и снова сообщали Тамаре Александровне официальные лица, уточняя, что при этом в населенном пункте «постоянно проживают 3 человека».

Около двух десятков местных жителей, беседовавших с репортерской группой «ТИ» в Кашово, возможно, и посмеялись бы над такой статистикой, если бы шутка не отрастила девятилетнюю бороду.

- Понятно, что никто из чиновников здесь никогда не был, - пожимает плечами Мэри, хозяйка дома, соседствующего с бесполезной остановкой упраздненного автобуса. - Да и от вашего приезда толку едва ли дождемся: кабинетные начальники скажут, что на лето люди приехали, а зимой, мол, нет никого. А еще скажут, раз мы как-то здесь оказались, раз живем еще, значит, сами справляемся. Значит, помощи не дождемся опять…

_L9A4446.JPG 

Найти

Искомое в этой задачке – выход из вынужденной изоляции для местных жителей – немногочисленных, с точки зрения «экономической целесообразности», но живых.

- Вы не подумайте, мы до «порога» транспорт не просим! - сама пугается собственного предположения Тамара Бутылина. - Нам бы до въезда в Кашово, как раньше. Хотя бы раз в неделю, в базарный день утром в город попасть, вечером вернуться. Хотя бы в сезон – как для дачников организуют…

Решаемая, вроде бы, задача. Но есть загвоздка.

Жителям Кашово и окрестных деревенек не повезло с географически-бюрократической точки зрения: населенные пункты скучены на границе двух районов. Де-юре находятся на территории Белевского, де-факто почти в 3 раза ближе расположены к Одоеву, чем к Белеву, и ближайший к этим местам «экономически обоснованный» маршрут из ныне существующих проходит по самой кромочке Одоевского района.

Автобус № 130 «Одоев – Яхонтово» в районе деревни Горбачево проходит всего в трех километрах от Кашово. Но делать «петлю», да еще и на территорию чужого муниципалитета нерентабельно.

И который год приходят на имя пенсионерки эпистолярные шедевры с обеих сторон белевско-одоевской границы.

Из Белевского района сообщают: «Проезд транспортных средств и движение пешеходов к н.п. Бутырки возможно через н.п. Горбачево Одоевского района; альтернативные подъездные пути отсутствуют».

А навстречу: «Администрации муниципального образования Одоевский район министерством (транспорта и дорожного хозяйства Тульской области – прим. «ТИ») поручено провести опрос жителей, пользующихся маршрутом № 130 «Одоев – Яхонтово», для выяснения мнения пассажиров по повышению платы за проезд в связи с увеличением протяженности маршрута на 6 км. По результатам проведенного опроса жителей установлено, что жители, пользующиеся маршрутом № 130 «Одоев – Яхонтово», не согласны с организацией заезда в связи с увеличением платы за проезд…»

«Расписание движения транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту, установлено с учетом мнения населения…», - резюмирует региональный минтранс.

 

Переменная

Тамара Бутылина от лица жителей попавших в изоляцию деревень (к «населению», видимо, не относящихся) впервые обратилась в редакцию «ТИ» в прошлом году.

_L9A4486.JPG

У женщины подсобное хозяйство в Бутырках. Точнее сказать, было. Содержать живность, безвылазно находясь в деревне, невозможно: авось, XXI век на дворе, не при натуральном хозяйстве живем. За рулем на своем веку пенсионерке сидеть не доводилось, возить некому. Единственный вариант – ковылять на своих двоих.

Три километра от Горбачево до Кашово, а потом примерно столько же до родных Бутырок. Да еще бонусный квест – преодоление условного моста через речушку на пути между деревнями.

_L9A4500.JPG

- Мост, правда, страшный, - объясняла Тамара Александровна репортерской группе «ТИ» при первой встрече. - По нему два года назад рискнула парочка на легковушке проехать, а там и пешему-то рискованно. В общем, утонули оба… Никто не помнит уже, когда этот мост соорудили. Подлатывают местные своими силами, да толку… Там ниже по течению дамба небольшая, так, если речка не в разливе, люди по дамбе перебираются. Ну его, развалюху эту…

_L9A4511.JPG

В многочисленных обращениях во все инстанции мостик этот Тамара Александровна упоминала, скорее, для полноты картины. Тут серьезные вложения нужны, а про численность местного населения и экономические резоны пенсионерка начиталась уже.

После публикации в «ТИ» зимой 2020 года репортажа «Бутырки» предметное рассмотрение вопроса и посильную помощь в его решении обещал читательнице министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Родион Дудник. Но в сформированный годовой бюджет изменений так вдруг не внесешь, время шло, надежды таяли. «Икс» снова равен нулю», - решили в Кашово и окрестностях.

Но ошиблись.

- Это Бутылина, помните меня? Вы писали про наш автобус, которого нет. Его и сейчас нет, но дело-то наше сдвинулось с мертвой точки! Мост строить будут.

IMG-20210720-WA0005.jpg

IMG-20210720-WA0008.jpg

IMG-20210720-WA0010.jpg

IMG-20210720-WA0011.jpg

Мост в составе автодороги «Кашово – Бутырки» вошел в число 7 мостовых сооружений, восстанавливаемых в 2021 году в рамках взаимодействия с Министерством обороны РФ. Сегодня строительные работы здесь завершены. Осталось обустроить подъезды к мосту и…

- …Может быть, к такому большому хорошему делу дождемся завершающего штриха? - надеется Тамара Александровна. - Уж так люди этот автобус ждут! Вы приезжайте, поговорите – любой скажет…    

 

Работа над ошибками

Вот он, знакомый поворот на Горбачево. Три километра дороги в щебне, отлично сохранившейся за годы неиспользования. И сиротливый остановочный павильон на разворотном кольце при въезде в Кашово.

Завидев автомобиль, в разные стороны разбегаются куры, дворовые собаки затевают перекличку, сообщая о приезжих. Поднимает голову от грядок хозяйка участка на окраине.

- Я здесь постоянно живу, круглый год, - уточняет, отряхивая руки от земли, деловитая Мэри. - Если край как надо выбраться в город, такси вызывать приходится. За 700 рублей! А припозднишься из города, так и вся тысяча, еще и везти не всякий согласится. Лавка продуктовая приезжает, но за бытовыми-то вещами – только в город. А одежда? Посуда? Белье? Корм скотине? Почта раньше один раз в неделю приезжала, теперь и этого нет. За пенсией, за квитанциями на оплату – кто в Богданово, кто в Белев.

_L9A4457.JPG

- Эх, хоть в субботу в город выбираться бы … - вздыхает вышедшая на соседнее крыльцо Валентина Герасимовна Баранчук. - В городе базар по субботам работает. Что вырастил в своем хозяйстве – на продажу отвезти, что не вырастил – докупить. И в магазин бы, и в аптеку. Аптеки нет у нас, и медпункта нет. Из минздрава получили ответ в мае, что первую медпомощь нам – кашовским, и людям из ближних деревень должен оказывать фельдшер из Богдановского ФАПа. А он от нас в 8 километрах! Говорят, мало тут народу зимой, а почему мало? Боже, не приведи, что случится, так помощи не дозовешься! Тут, бывало, скорую вызовешь – не меньше двух часов ждешь. А знакомую нашу, Эмму Алексеевну из соседней деревни тем летом змея укусила – пока добралась бригада, едва успели откачать.

- У кого детки и внуки, тем особо плохо без врачей: один малец ногу поранит, другой с кашлем сляжет, у третьего зубы заболят… Ко мне только на лето четверо сорви-голов приезжают, а если по соседским домам посчитать – больше полутора десятков гоняют по деревне, - с трудом преодолев расстояние от дома напротив, вступает в разговор Алина Владимировна Макарова. И сразу спохватывается, - А давайте вы меня до автолавки проводите, по пути поговорим? Сегодня автолавка приезжает. А хожу я еле-еле, как бы не пропустить. Слов моих нет, как автобус нужен! Вот вы спрашиваете, часто ли в город приходится выбираться? А на чем? На чем?! Нешто я до Горбачево с костылем доплетусь? Дети приезжают на следующей неделе: одно нужно будет, второе, третье… Всего здесь не купишь, да уж не до жиру.

_L9A4543.JPG

Женщина часто моргает, стараясь сквозь намокшие ресницы разглядеть впереди фургончик – не уехал ли? Нет, на месте!

- Летом мы сюда приезжаем по понедельникам и четвергам, - рассказывает продавец автолавки Елена Куликова. - Чаще с Кашово покупатели ходят, но и с других деревень тоже есть. Человек десять, наверное. Продукты возим: хлеб, молочку, колбаски какой-нибудь, макароны, крупы, печенье, чай. Бытовую химию можем доставить, соду, спички, туалетную бумагу. Бывает, просят покупатели что-то привезти в следующий заход. Вот сейчас жду, бабушка должна подойти – заказала мне в прошлый раз три пачки гречневого продела. Головы куриные, бывает, заказывают, еще кой-какие продукты, что поскромнее…

_L9A4512.JPG

- Я человек непритязательный, мне того, что возят, хватает, - рассуждает пришедший за покупками Николай. - Но мне и крайней нужды в лавке нет, врать не буду – меня, если что, родня на машине выручает. А у кого нет машины, автобус до города позарез нужен. Нам ведь что говорят: не рентабельно, некому ездить на нем. Так потому здесь люди надолго и не остаются, что автобуса нет! А когда ходил, всегда народ на него набирался. Вы же не знаете, наверное: лавка-то к нам не всегда ездила…

_L9A4529.JPG

- С позапрошлого года приезжаем, - подтверждает Елена. - Тоже в газете тогда написали про то, что люди тут живут Богом забыты. Председатель совета Одоевского райпо мне и говорит: «Лена, надо!». С тех пор и езжу. Летом-то нормально торгуется, ко многим дети приезжают, сладости возим. Зимой всего несколько человек постоянных покупателей, так ведь и им кушать хочется. Не виноваты они, что на отшибе родились и «на отшибе» остались…

- Так оно так, - тихо вздыхает Валентина Герасимовна Баранчук. - Да не совсем. Я как раз родилась в Кашово и школу здесь оканчивала, одиннадцатилетку. Так мы в две смены учились. Можете поверить, сколько народу здесь жило тогда?! Не меньше 200 домов было, несколько магазинов, баня, парикмахерская… Деревню убить – хитрости много не надо. Не будет связи с миром, и лет через десять никого здесь не останется. Тогда автобус точно будет не нужен.

_L9A4436.JPG

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий