Общество

20:28, 20 июля 2016

Легенды не уходят

 Людмила ИВАНОВА

В прошедший вторник не стало Александра Васильевича Маргелова – легендарного сына легендарного командующего ВДВ. Он не служил в Тульской дивизии, но именно на территории нашей области, на парашютодроме в Слободке прошло уникальное десантирование БМД-1 с двумя членами экипажа на борту, одним из которых был Александр Маргелов.

– Про Сашку в двух словах не расскажешь. Познакомились мы в семидесятые годы. Он был старшим лейтенантом, а я командиром батальона, – вспоминает руководитель Тульского регионального отделения ДОСААФ России Юрий Левченко. – Конечно, с самого начала я знал, что он был сыном моего командующего, в смысле – командующего Воздушно-десантными войсками.
Александр Маргелов занимался техникой, наукой. А его отец, участник пяти войн, основатель Воздушно-десантных войск, бился над смелой, но, казалось, неосуществимой идеей: десантировать людей прямо в технике, а не раздельно, как это делалось до этого, – чтобы, едва приземлившись, можно было, не теряя времени, сразу идти в атаку.
Работа над проектом началась летом 1971 года. Вел ее коллектив научно-технического комитета ВДВ. Комплекс «парашютная система – боевая машина – человек» получил кодовое обозначение «Кентавр». Аналогия проста: механик-водитель на марше высовывался из люка по пояс.
Конечно, уникальное десантирование тщательно готовилось, были учтены все нюансы. Но риск оставался всегда. Наверное, поэтому Василий Филиппович сам хотел сидеть в кабине боевой машины, чтобы в случае неудачи и в прямом и в переносном смысле принять удар на себя. Но министр обороны СССР – а им в то время был маршал Андрей Гречко – был категорически против.
Сын генерала армии понимал, что, требуя от людей жертвенности и полнейшей самоотдачи, нередко заставляя их рисковать собой, отец, кроме сугубо должностного, должен иметь на то и моральное право. Поэтому старший лейтенант Александр Маргелов первым написал рапорт на участие в программе «Кентавр», едва командующий объявил в войсках набор добровольцев. Вторым, не раздумывая, это сделал подполковник Леонид Зуев, преподаватель Рязанского училища ВДВ, опытный офицер, мастер парашютного спорта, когда-то начинавший службу в стройбате, но за неуемную любовь к небу ставший протеже Василия Филипповича.
Говорят, что, когда самолет с БМД-1 вылетел с рязанского аэродрома Дягилево и взял курс на тульскую Слободку, Василий Маргелов, ожидая десантирования, выкурил целую пачку «Беломора». А когда тяжелая гусеничная машина отделилась от борта военно-транспортного самолета Ан-12, держал руку в кармане, сжимая рукоятку пистолета: на карту было поставлено слишком многое, и в случае неудачи он готов был застрелиться.
Многотонную махину качало, как маятник, отказала радиосвязь, но экипаж не ошибся ни в чем. Приземление прошло успешно.
«Отстегнув» парашютную систему и платформу, БМД-1 «рванула в бой», а ее выстрелы, пусть и холостыми, стали громогласным салютом смелости десантников, героизму испытателей и высочайшему интеллекту создателей нашей техники.
После успешного приземления внутри БМД-1, совершенного Зуевым и Маргеловым, появилась еще более сложная и ответственная задача – освоить десантирование части экипажа внутри боевой машины на парашютно-реактивной системе без платформы. На смену «Кентавру» пришел «Реактавр» – со скоростью снижения в четыре раза большей. И снова в уникальном эксперименте, проведенном с огромным риском для жизни, без индивидуальных средств спасения, участвует теперь уже в качестве командира экипажа Александр Маргелов.
Через двадцать лет за этот подвиг ему было присвоено звание Героя России.
Туляк Валерий Шмелев встречался с мужественным десантником в 1984 году, когда единственным из всех прапорщиков ВДВ был направлен на 5-е Всеармейское совещание секретарей комсомольских организаций, проходившее в Кремлевском дворце съездов. Молодой человек, за плечами которого было несколько лет службы в Афганистане, с восхищением слушал рассказ живой легенды о десантировании в БМД-1.
– Александр Маргелов для ВДВ – как Юрий Гагарин для Страны Советов – оба были первыми, – говорит Валерий Иванович. – Вслед за ними пошли и другие – надежные и проверенные. Позже сотни солдат и офицеров ВДВ испытали «Кентавра» на себе. Причем все десантирования с людьми прошли успешно.
…Говорят, что спустя годы повторить подвиг русских парней пытались французы, посадившие на всякий случай в боевую машину преступника, приговоренного к смертной казни. Эта попытка – единственная за рубежом – оказалась неудачной: человек погиб.
Ну а полковник запаса Александр Маргелов – мировой рекордсмен по десантированию вместе с боевой техникой, Герой России, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды – навсегда останется в памяти потомков легендарным сыном легендарного отца, доказавшего собственным примером, что нет задач невыполнимых.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий