Персона
Красота в деталях, пластике, стекле и резине
- 09:33 19 сентября 2024
Гул мотора или бесшумный двигатель, скольжение по дороге. Утонченность и элегантность, собранная из стали и алюминия. Для некоторых автомобили – всего лишь способ передвижения, для других – это целая жизнь.
Классические BMW, нашумевшие Lamborghini или же отечественная Lada – плохих автомобилей нет, есть лишь те, которые находятся в ненадежных руках. В творческом индустриальном кластере «Октава» в эти выходные состоялся автофест – День города отметили рычанием двигателей. О предназначении машин, о недалеком будущем и о собственной мечте корреспонденту «ТИ» рассказал Сергей Знаемский – автожурналист, корреспондент журнала «Авторевю», ведущий и автор шоу «Гараж мечты», «База» и «Гаражников».
«Как квартирники, только про машины»
В детстве все ощущается ярче – и самое глубокое увлечение перерастает в работу; в то, чем занимаешься и с чем идешь бок о бок по жизни. Говорят, что свое предназначение не выбирают, а создают – если судить по опыту Сергея, то так оно и есть.
– Я помню, что меня всегда интересовала техника и машины: автомобили и самолеты были такими яркими и быстрыми для меня, ребенка, который смотрел на них, но не понимал, для чего это нужно. Иномарок было не так много, как сейчас; вкупе с первыми жвачками Turbo, в которых были вкладыши с нарисованными автомобилями, все это зацепилось за мальчишескую душу. Позже начали выходить и автомобильные журналы, и когда мне было 12 лет, мама впервые выписала для меня газету «Авторевю», которая стала моей самой любимой газетой. Реже я читал «За рулем», «Клаксон» и «Автопилот». В «Авторевю» мне очень нравилось, как там рассказывали о машинах, очень нравился слог, то, что авторы пишут не сухие факты, а рассказывают истории и погружают нас в мир. В репортаже были сюжеты, и в этих сюжетах можно было узнать, как жили люди: кто ездит на машинах, кто разрабатывает, можно было узнать о дизайнерах и инженерах. Я думал, что это самая крутая работа на свете, – рассказывает Сергей.
Реальность, правда, далека от мечты: в то время престижными были совершенно другие профессии – экономисты, дантисты, юристы, поэтому и место учебы выбиралось на семейном совете исходя из потребностей. Так Сергей стал экономистом, хотя тянуло его всегда к технике.
– Сейчас я думаю, что мне было бы полезно иметь инженерное образование: я даже прошел по баллам в МАИ и в МЭИ, но на семейном совете было принято решение идти в экономику. Я не считаю, что был не на своем месте, и не отказываюсь от того, чему меня там научили, – но сейчас, исходя из моего опыта и того, чем занимаюсь, я думаю, инженерное образование мне бы пригодилось.
Одно все-таки откликнулось, и, после того как он некоторое время проработал в журнале «Мотор», ему позвонили из «Авторевю» и пригласили присоединиться к команде специалистов. Как отмечает сам Сергей – на тот момент это был самый счастливый день в его жизни.
– Я был новичком среди специалистов, но старался развиваться и ставить себе правильные задачи. Например, тянуться за их уровнем, погружаться в матчасть, работать над собой, изучать, проверять факты, находить сюжеты, читать, общаться. Сейчас я, можно сказать, отошел от редакторской деятельности – помимо работы в «Авторевю», у меня есть и свои проекты. Например, шоу «Гараж мечты», у меня есть другие проекты с «Авто.ру» и, конечно, «Гаражники» – это как квартирники, только про машины: люди собираются в определенном пространстве, шутят, рассказывают свои истории, связанные с автомобилями.
Человек – как транспорт
Уже не секрет – самая главная мечта Сергея Знаемского – авиация: самолеты и пилотирование – это романтика. Но, как он отмечает, в эту профессию можно попасть двумя путями: стать или пилотом, или инженером. Пилотирование отпало сразу – он не проходил по зрению; инженерной специальности предпочел экономическую – поэтому самолеты так и остались всего лишь мечтой.
– Я бы не хотел превращать это в работу – поэтому и не пишу об авиации. Работа бывает скучной и нелегкой, а авиация остается неразделенной любовью, которая в сердце навсегда. На самом деле авиация и автомобили перекликаются – в самолетах десятилетиями используется система дисплеев, а не приборов, в то время как авто только-только переходит на это. Есть и другие технологии, которые выглядят и работают так же, но в авиации уже используются достаточно долгое время.
Значит ли это, что в будущем будет развито в том числе и дистанционное управление автомобилями Автовождение Ведь автопилотирование используется уже давно, а порассуждать на тему будущего не запрещает никто.
– Будет замена помощи водителю, когда электроника берет на себя его обязанности. Он продолжит быть в машине, но может не держаться за руль. Самый дальний рубеж – машины, в которых нет водителя и руля, есть только пассажиры. У меня однажды родилась аналогия: в организме человека есть органы, питательные вещества, и чтобы они попадали в органы, им нужна кровь. Кровеносная система – это транспортная артерия. Пассажиры – это питательные вещества. Транспорт – это частицы крови. Кровь по нашему организму циркулирует без светофоров и без пробок постоянно – вещества, можно сказать, выходят в нужной точке. Это единый «транспортный» поток кровообращения, который ездит по кругу, и в него запрыгивают пассажиры, чтобы сойти потом в нужной точке. Там нет аварий, нет заторов, не нужно управление – они просто знают, кто куда едет. Это – модель идеального транспортного потока; отсутствие заторов, отсутствие ошибок. Но из минусов – время пути увеличено, из-за того что нет прямой дороги, например, от желудка к мозгу. Поэтому когда-нибудь вся транспортная система будет как линия метро: люди садятся на поезд, на котором – единая кольцевая линия с ответвлениями, нужными для высадки пассажиров.
Недалеко отходим от будущего и сплетаем его с мечтаниями – о том, что, быть может, никогда не случится, но о том, чего желает сердце; самая яркая идея, самое несбыточное желание, которое на один уровень становится с авиацией, – создать свой собственный автомобиль или поучаствовать в его сборке.
– Я по-белому завидую своим друзьям, которые работают в этой сфере. Которые идут по улице и могут сказать, для какой марки машины они делали колесо, для какой задизайнили фары. Это – наследие. Мои тексты останутся символами в электронном или бумажном виде, а труд инженеров и дизайнеров воплощен в деталях, пластике, стекле, резине – и он останется артефактами, которые через десятилетия можно встретить на улице.
Я самый любопытный из таких же, как я
Самый успешный материал, который писал Сергей Знаемский, – «Лирика твердых тел», в котором рассказывается о правилах автомобильного дизайна.
эффект», – и я решил поделиться этим с миром. Там, в частности, рассказывается, под каким «новым углом» можно смотреть на машины. Это была статья о пропорциях автомобиля: в живописи строение человека измеряется «головами» – с помощью кругов можно построить правильные пропорции; точно так же и с автомобилями, но вместо «голов» – колеса. Длина машины, расстояние между осями – около четырех диаметров колеса, высота – два диаметра колеса, стойка лобового стекла попадает в центр переднего колеса. Анатомия автомобиля, оказалось, основана на таких базовых, неочевидных вещах – и когда я узнал об этом, то никак не мог развидеть эти колеса и стойки.
Это самый успешный материал – но все, что делает Сергей Знаемский, так или иначе приносит ему удовольствие. «Гараж мечты» и «Гаражники» приносят дикую обратную связь, и более того – все сценарии к видеопроектам он пишет сам; и сценарист, и режиссер, и журналист в одном флаконе.
– Я не просветитель, я не навигатор в автомобильном деле; я самый любопытный из таких же, как и я. Все мои читатели разбираются в машинах – они их любят, они делят со мной и увлечения, и знания. У меня есть определенная жажда знаний, у меня есть потребность их раскапывать – и я с ними делюсь. В медиасфере ведущих и автожурналистов достаточно много, и люди, которые хотят посмотреть контент про автомобили ради развлечения или просто только-только входят в эту нишу, наверняка выберут другое шоу или другой блог. Я скорее попутчик для тех, кто хорошо разбирается в автомобилях, – с которым можно узнать еще что-то новое
Александра МИЛЮТИНА
Сергей КИРЕЕВ