Две стороны работы комиксиста
- 12:56 30 октября 2024
Евгения Чащина, кстати, также смогла поработать и с Bubble; в ее исполнении — обложка для графического романа «Юлия». Первый ее комикс был нарисован акварелью и получил положительные отзывы от читателей и в целом мощный отклик — хотя для неискушенного читателя акварельные комиксы всегда что-то из разряда фантастики. Позже этот комикс начали издавать, и — хотя сейчас его уже нет в продажах — это та работа, благодаря которой люди впервые услышали о комиксистке Евгении Чащиной.
— Сначала я сделала историю по песне группы «Король и Шут», потом — по другому их произведению. Это меня затянуло, и я поняла, что нужно делать что-то большее — так я и начала работать со своими историями. В то время это не считалось профессией, как мне кажется, учитывая, что это были школьные времена; я ничего не зарабатывала, рисуя в стол. Конкретный заработок на комиксах у меня начался тогда, когда я стала иллюстрировать по чужому сценарию — первая моя такая работа была «Бычий цепень». Это было во время моего обучения в художественном училище. Так я начала рисовать, меня стали узнавать люди, которые в этой сфере находились, меня начали звать в проекты другие люди, как, например, Виталий Терлецкий. Я хотела стать изобретателем или орнитологом, но, как оказалось, я не настолько умная, чтобы стать ученым. Зато я поступила в художественное училище — и так начала рисовать. Сами комиксы я рисовала с самого детства — мне это нравилось как хобби. Мне кажется, я не очень верила в возможность заработка на этом, но такое занятие меня всегда вдохновляло, — рассказывает она.
«Такова работа комиксиста»
Людям нравится то, что им близко, и им нравится, когда говорят о том, через что они прошли. Именно это откликается в их душах — когда поднимается тема комплексов, страхов, печальных и мрачных мыслей, им подсознательно становится легче. Появляется знание: они не одни через это проходят.
Евгения Чащина знает это не понаслышке. Она говорит: «Хорошо, что мой первый комикс сняли с продажи». В нем слишком много личного и слишком много рефлексии остросоциальных и психологических тем. Суицид — тема болезненная, но когда-то именно этот комикс помог ей отрефлексировать проблему и продолжить жить дальше.
— Я считаю, что рефлексия болячек в комиксах и в рисовании в принципе не очень хорошая идея, потому что произведения — это всегда про гармонию, они не должны заменять терапию. Если ты хочешь идти путем настоящего автора, тебе нужно взять ответственность и свои болячки вылечивать самому, а в произведениях показывать лучшую часть себя — например, писать про любовь, про некоторые свои жизненные установки. Это требует много ответственности и всегда сложнее, чем описание твоих переживаний. Сейчас мне это помогает в том плане, что я теперь не могу не рисовать комиксы — у меня начинается чуть ли не ломка. Но когда я сажусь работать — мне сразу становится легче.
Комиксисты — люди творческие. Есть стереотип, что и художники, и писатели работают хаотично; под определением «творческий» мы сразу представляем легкий беспорядок на рабочем месте, разбросанные краски, кисти и кипу исписанных или изрисованных бумаг. Возможно, что-то сродни легкому хаосу есть и у Евгении Чащиной:
— Мне очень тяжело работать со строгими требованиями и дедлайном, тяжело, когда загоняют в рамки и обозначают строгий сюжет. Чаще всего, когда мне предоставляется свобода действий в плане сценария или хотя бы возможность редактировать его, я ищу лазейки и вставляю шуточки, интересные ходы, до которых люди бы не додумались. Поэтому для меня рисование комиксов — это всегда про творчество, а зарабатывать мне очень тяжело, однажды из-за этого я обязательно стану нищей. Раньше я бралась буквально за все, что мне предлагали. Сейчас для меня единственным критерием может быть — профессионализм сценариста или, можно сказать, потенциал успешности проекта. Но в первую очередь всегда нужно читать работы авторов, которые заказывают у тебя комиксы. Если я знаю, что сценарист пишет сносно — я возьмусь. Есть, правда, один малоизвестный автор, с которым я сейчас работаю, и есть вероятность, что эта работа не выстрелит, но страшного в этом ничего нет — это жизнь комиксиста.
«Я мечтала совершить революцию в комикс-индустрии»
Самая нашумевшая работа Евгении Чащиной — комикс «Альтушка для скуфа». Вернее, этот комикс сделан по игре, ее автор — Виталий Терлецкий. Сейчас «Альтушка» стала сродни мему в интернете — пользователи используют внутриигровые термины в качестве описания внешних качеств человека в ироничном или обидном ключе, да и в принципе «Альтушка» подвергается сильной критике в последнее время.
— Мне очень нравится эта тема. Потому что архетип отношений в российских реалиях поднимается достаточно остро: мужчина мечтает о некотором образе, которого никогда не сможет достичь, но образы постоянно разные — под стать каждой девушке. Это была возможность показать различные варианты взаимодействия героя — честного мужчины, работяги, в целом нормального мужика, но просто одинокого. Вся эта концепция мне очень нравится, поэтому я рада, что меня позвали делать именно эту работу, несмотря на то что сейчас кому-то может показаться, что это кринж и зашквар.
Евгения Чащина, кстати, выросла на таких тайтлах, как «Шаман Кинг», «Дорохедоро», «Стальной алхимик». По первому она впервые начала рисовать, из последних двух — черпала вдохновение. Гик-культура ей близка, как и прежде; сейчас ей, правда, нравятся манги-ваншоты — небольшие авторские произведения.
Жизнь комиксиста всегда в «движении» — постоянные проекты, постоянное ожидание: закончишь или нет? Что будет дальше? Движение вперед — как надежда на светлое будущее, ведь все мы мечтаем чего-то достичь.
— Раньше я мечтала совершить революцию в комикс-индустрии в России. Сейчас я мечтаю стать столпом отечественных комиксов. Я не хочу теперь менять индустрию, но я хочу создать произведение, которое можно было бы назвать классикой для российских комиксов, — рассказала она.
Александра МИЛЮТИНА
Фото: творческий индустриальный кластер «Октава».