Персона

Книга с воспоминаниями: интервью с фотохудожницей Еленой Холкиной

В детстве мы удивлялись тому, что взрослые читают книги без картинок: где же тогда хваленый интерес от происходящего? Книга должна завлекать, должна быть яркой и пестрой, как и иллюстрации к ней. Время идет, мы вырастаем – и понимаем, что для хорошей книги вовсе не важны картинки; время идет – и вместе с ним обретает новые формы и сама книга.

 

Зеркальные снимки

Картинки – всего лишь начало в становлении фотокниги как художественного произведения. Картинки – в нашем случае фотографии – такое же средство выразительности, как и язык. С помощью слов и предложений писатель формирует картину; с помощью всего лишь одного объектива фотограф ловит момент – для того чтобы показать его нам.

О фотокнигах как феномене и о своем пути к ним рассказала Елена Холкина в кластере «Октава».

– Сначала я занималась только фотографией, причем довольно долго – года с 2005–2006. За то время я научилась пользоваться фотоаппаратом и студийном светом. Потом устроилась работать к московскому фотографу помощницей, но в какой-то момент мне все это наскучило. В области фотографии ты доходишь до потолка: ты уже знаешь, как фотографировать людей, как работать с ними, как выглядит современная фотографическая картинка, и в один момент я начала снимать свою историю – в частности, это была маленькая история про моих друзей, с которыми я на тот момент много общалась. Это были мои друзья-танцоры – долгое время занимаюсь и ирландскими танцами, и мы всей командой выезжали на соревнования. Снимала нашу жизнь, у меня набралась целая стопка фотографий, с которыми я хотела что-то сделать, но что – не знала. В то время я проходила еще один фотографический курс и принесла преподавательнице свои работы – и она в ответ принесла фотоальбомы своей знакомой, которая, так же как и я, снимала своих друзей. Оказалось, что было очень много идентичных снимков, которые будто бы отзеркаливают друг друга – снимки моего поколения и ее. И мы из этого собирали пары – фотографии, похожие друг на друга. На стену их вешать было слишком предсказуемо, я искала другие способы воплотить свою задумку и поехала на курс к голландскому дизайнеру, а Голландия, как мы знаем, страна книг и книгоделов, и именно с ним я сделала свою первую книгу. Книга, как оказалось, очень подходящий формат для меня: она листается, там есть возможность раскрывать страницы, в том числе и спрятанные. Я ее издала маленьким тиражом и даже сама сшила вручную переплет. Дальше эта книжка выиграла в конкурсе в Париже, и после этого запустился новый этап в моей работе. Книга – это не только объект, в котором живут фотографии, она ощущается совсем не так, как на стене или в интернете; книга, можно сказать, живет своей жизнью – ее можно показывать на конкурсах, ее можно использовать в портфолио, и она, как автора, представляет меня совершенно по-другому.

Первое образование Елены Холкиной, на самом деле, – линг­вистическое; она изучала языки, и впоследствии ее обучение здорово помогло ей по жизни в разных поездках и во время разговоров с людьми. Только потом она выучилась на современного художника в Институте современного искусства имени Бакштейна.

С 2013 года Елена Холкина сделала около 20 своих фотокниг, 10 – других авторов и около ста – своих учеников.

Смысл кроется в деталях

Фотокнига – жанр новый для современного читателя. Или, можно сказать, зрителя? Книги с картинками у многих вызывают диссонанс, если это не коллекционное издание с «плюшками». Тем не менее, такой формат проектов активно развивается по сей день.

– Главное, чтобы книга работала как объект, чтобы все детали были продуманы и нацелены на смысл, – рассказывает Елена. – Нужно понять, о чем эта книга, обложка должна взаимодействовать с этой мыслью, даже переплет должен откликаться по смыслу. Если все кусочки собираются, то это будет хорошая книга вне зависимости от темы. У меня есть проект, который называется «Девочка у озера». История в ней связана с моими родителями, но она также и многопоколенческая, потому что рассказывает про людей, рожденных в 80-е годы и проживающих сегодняшнюю современность. Мое поколение имеет возможность сопоставлять время – мы не понаслышке знаем, что тогда происходило, и это очень интересно, потому что мир абсолютно изменился, и это заставляет меня задумываться о своем подростковом времени и о том, как я живу сегодня.

Елена Холкина также рассказывает о преимуществах фото­книги – и о том, что важно для фотохудожника: эмоции или процесс создания?

– Когда берешь книгу, ты определенно ощущаешь ее переплет или листы, и это отличает книгу от той же скульптуры, которую нельзя потрогать, или от картины под стеклом. Фотокнигу нужно пощупать, посмотреть на нее в руках, и в контексте эти качества очень важны. Мне важна эмоция, но спектр очень велик, и в основном все зависит от проекта – например, в одном мне важно было передать хрупкость, и мы с подругой собрали обложку из старых конфетных оберток, которые были в детстве у бабушек. Им уже более ста лет, их жизнь совершенно отличается от нашей – и все это должно быть отражено на снимках.

 

Жизнь интереснее, когда тебе есть что рассказать

– Сложнее всего дается общаться с людьми, – рассказывает Елена. – В основном я зарабатываю преподаванием, и из-за этого мне приходится работать с большим количеством людей. В какой-то момент просто начинаю уставать. А художественная деятельность связана с тем, что тебе нужно постоянно общаться, быть у всех на виду, продолжать делиться какими-то идеями.

В Институт современного искусства Елена пришла, умея делать фотографии и видео, и с помощью своих навыков она создавала свои произведени. В руках мастера любой инструмент найдет свое применение. Ее будущий проект как раз связан с видео – она назвала его «кинотанцем», так как хочет задействовать еще одно свое увлечение.

– Я нахожусь в переходном периоде – я закончила один проект, который еще никому не показывала, и сейчас нахожусь в режиме ожидания. Мы с коллегой, которая занимается поэзией, работали над ним, и мы сделали большую выставочную работу, в которой я сделала девять работ: есть фотографические отпечатки, есть скульптуры, видео, звук, и все это будет взаимодействовать с ее поэтическими работами, – признается Елена.– Иногда я думаю, что прожила как минимум пять жизней, потому что у меня очень много разной деятельности – от некоторой я начала отказываться, что-то убрала, но все же и у меня осталось самое любимое: это фотография, танцы, языки, и все их я соединяю. Моя деятельность заставляет меня жить. Жить интереснее, когда тебе есть что рассказать.


Александра МИЛЮТИНА

Геннадий ПОЛЯКОВ

Другие новости