Тайны спецслужб

Щекино-1941: «Кто не будет ходить на отметку, тот будет считаться как партизан, – и расстреляем»

«Подвергался аресту за принадлежность к партизанам». Так щекинец Иван Страх ответил на вопрос старшего оперуполномоченного Щекинского РО УНКГБ по Тульской области капитана госбезопасности, подвергался ли он каким-либо репрессиям со стороны немцев или коллаборационистов, когда проживал в оккупированном немцами городе Щекино.

Щекино, оккупация-1941: обыски, обстрелы, угрозы – и грязные работы для бывших «ястребков»

Как щекинец Дмитрий Кувшинов стал во время немецкой оккупации бургомистром? Какие поручения этому ставленнику отдавали оккупанты? Кто еще в 1941-м оказался в числе пособников? Ответы на эти вопросы мы нашли в материалах архива Управления ФСБ России по Тульской области.

Как судили щекинского бургомистра Дмитрия Кувшинова

Наш редакционный многолетне-«многосерийный» проект, рассказывающий о жизни щекинцев в период оккупации и о судьбе немецких ставленников, медленно, но верно завершается – пора рассказать читателям о том, как судили верхушку Щекинской горуправы, включая бургомистра Кувшинова.

Щекинцы в 1941-м: «Ездила с каким-то верховным командованием в Крапивну налаживать жизнь»

Наше издание, опираясь на рассекреченные материалы архива Управления ФСБ России по Тульской области, продолжает знакомить читателей с неизвестными широкой общественности событиями, происходившими в 1941 году в период оккупации Щекинского района: кто становился старостами и старшинами, как работала городская управа?

«А тут вскоре вступили в Чернь немецкие танки», или Судьбы Шадского и Подчуфарова

Чернская сельскохозяйственная комендатура в период оккупации Тульской области – что это был за орган в 1941-м? кто там работал? кто так или иначе был связан с ней? как вообще жили люди в ту пору?

Мотор от бургомистра и списки на коммунистов: неизвестные подробности про Щекино в 1941-м

Как жила щекинская глубинка в то время, когда в районе хозяйничали немцы и их пособники? Как селяне становились при новой германской власти старостами и чем конкретно они занимались?

«Выполнял указания оккупантов по обеспечению их скотом, лошадьми»: судьба старосты Воробьевки

Есть такая деревня в Щекинском районе – Городна; а что там и в ее окрестностях происходило осенью-зимой 1941-го?

«У меня сложилось сперва паническое, а потом пораженческое настроение», или Волкову – ВМН

Наше издание продолжает рассказ о забытых или неизвестных событиях, происходивших в 1941 году в Чернском районе. Как жили люди в период оккупации? Кто решил пойти в услужение фашистам? И как пособников привлекали к ответственности сотрудники госбезопасности?

Принял активное участие в спасении 9 военнослужащих РККА: дело Самуила Лукьянова

Читатели, которые следят за нашим проектом, рассказывающим о положении дел в 1941 году на территории Щекинского района, о пособниках и их привлечении к ответственности, спрашивают: много сообщается о коллаборационистах – а были ли среди щекинцев герои, неизвестные широкой публике?

Щекинцу-заготовителю мяса для вермахта – 10 лет ИТЛ, или Судьба старосты Крапивенской Слободы

Наше издание вновь обращается к событиям 83-летей давности, происходившим в оккупированном гитлеровцами Щекинском районе, чтобы рассказать читателям о неизвестных подробностях жизни щекинцев.

Как заготовитель плодоовощей с Чернского сушзавода стал немецким пособником, или «Жив он или умер»

Наше издание в рамках совместного с архивом Управления ФСБ России по Тульской области проекта продолжает вводить в оборот новые сведения о деятельности в период оккупации Чернского района сельскохозяйственной комендатуры. Кто там служил? Какое наказание понесли эти люди, вставшие на путь измены Родине?

Так был ли на фронте Василий Мызников, или Новые подробности про чернских пособников

Наше издание совместно с архивом Управления ФСБ России по Тульской области продолжает рассказ о Чернской сельскохозяйственной комендатуре и о том, как чекисты после изгнания гитлеровцев из пределов нашего региона разыскивали и привлекали к ответственности немецких пособников.

«Писал я эту справку в 1945-м на пересыльном отделении Тульской тюрьмы», или Щекинские тайны

Проект издания «Тульские известия» и архива Управления ФСБ России по Тульской области, посвященный неизвестным событиям 1941 года на оккупированной гитлеровцами территории Щекинского района, принес нашим читателям множество фактов, имен, тайн, и эта история не заканчивается.

Смерть в ИТЛ, или «Одиночки, которые получали самостоятельные задания по борьбе с врагом»

Кто организовал в 1941 году Щекинский истребительный отряд и какое отношение имел к нему Сергей Гулькин, проживавший в шестидесятые годы в Смоленске? Кого гитлеровцы назначили старостой деревни Житово и что с ним случилось в лагере?

10 лет ИТЛ для старосты Пироговки, или «Ежедневно ходить в немецкую управу на регистрацию»

Кто перед вступлением фашистов в Щекинский район находился в местном истребительном батальоне – имена, фамилии? Как по отношению к этим «ястребкам» вели себя немецкие пособники?

«Ряд населенных пунктов, в которых мы обнаруживали партизан, подвергали полному опустошению»

«В августе 1944 года весь личный состав батальона особого назначения был переброшен на территорию Югославии и расквартировался в городе Штайне (если это не ошибка – речь идет о городе в Германии в земле Бавария. – Прим. ред.). За время пребывания в Штайне с августа по декабрь 1944 г. наш батальон, в том числе и я, занимался исключительно борьбой против югославских партизан».

Один «ожидал с восторгом прихода немецких войск», другой получил от гитлеровцев лошадь

«Тульские известия» в рамках совместного с архивом Управления ФСБ России по Тульской области военно-исторического проекта уже неоднократно рассказывали о деятельности Чернской сельхозкомендатуры в период немецко-фашистской оккупации и о работе чекистов по розыску коллаборационистов и привлечению их к ответственности.

«Невыполнение будет рассматриваться по приказу германского командования как саботаж»

Как осенью 1941 года в оккупированном гитлеровцами Щекинском районе проводилась перепись населения? Кто привлекался захватчиками и их пособниками для этой цели?

«За измену Родине расстрелять», или Что натворил диверсант Стальгоров в Арсеньевском районе

Наше издание продолжает рассказ про Анатолия Флорентьевича Стальгорова, 1918 года рождения, уроженца города Смоленска, из рабочих, беспартийного, получившего среднее образование, служившего в РККА с 1938 года (командир роты, лейтенант), а с 21 января по 6 июля 1942-го находившегося в немецком плену.

«Хотя и был старостой, но в пользу оккупантов почти ничего не делал»: Щекинский район в 1941-м

В рамках совместного военно-исторического проекта архива Управления ФСБ России по Тульской области и редакции издания «Тульские известия» мы продолжаем делиться с читателями малоизвестными фактами из истории немецко-фашистской оккупации Щекинского района – напомним, как раз в эти дни 83 года назад части вермахта стояли в Щекино и его окрестностях.

Старшина из села Головеньки, нефтяные двигатели в Щекинском районе и дела пособника Гор-ева

В эти дни 83 года назад Щекинский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Малоизвестные подробности того, что происходило на его территории, открываются широкой общественности лишь в наши дни – в материалах архива Управления ФСБ России по Тульской области, предоставленных по просьбе редакции «Тульских известий».