Тайны спецслужб

post

Немецкий агроном в оккупированном Щекино

Как много нового мы узнаем из материалов архива Управления ФСБ России по Тульской области, касающихся оккупации Щекинского района! Оказывается, в 1941-м в райцентре находился некий немецкий агроном, из чего следует, что гитлеровцы рассчитывали быстро победить Красную Армию и начать осваивать захваченные территории: засевать поля, разводить скот… На первых порах помогать им в этих делах должны были щекинские коллаборационисты.

post

Щекино в оккупацию: шахты, парикмахерские и госпиталь для красноармейцев

Мы убеждены на 100%: не окажись у нас в распоряжении рассекреченных материалов из архива Управления ФСБ России по Тульской области о щекинском бургомистре и его окружении, то читатели никогда бы не узнали десятки, если не сотни уникальных подробностей того, как жил город Щекино в период немецкой оккупации.

post

Украинский коллаборационист Босич: запоздалые признания и вялое покаяние

Савва Кириленко, с которым начальник Носовского РО МГБ капитан Бурыкин пообщался как со свидетелем 23 апреля 1947 года, пояснил, что хорошо знает Ивана Босича как односельчанина и что взаимоотношения у них были нормальные, никаких личных счетов. Кириленко не стал скрывать: Босич весь период оккупации с 1941-го по 1943-й служил полицейским в селе Тертышники Носовского района Черниговской области.

post

Встреча в Щекино, которая приведет к расстрелу: новые подробности об оккупации

Великая Отечественная имеет столько всевозможных оттенков, что только в наши дни можно понять (да и то не всегда): кто на оккупированной фашистами территории повел себя как самый настоящий изменник Родине, а кто стал пособником поневоле. Но в войну не всегда разбирались досконально в таких вещах. «Трудился на врага? Значит, и сам враг». Полутона не принимали!

post

Украинский полицай продался Третьему рейху за 200 г колбасы и 250 рублей

Был на Украине железнодорожником, а стал коллаборационистом, служил фашистам. После войны скрывался за сотни километров от дома – в Тульской области. И в итоге пришлось ему держать ответ перед сотрудниками госбезопасности. Такой вот путь проделал Иван Босич, о котором мы сегодня продолжаем рассказ. И цель наших публикаций – вовсе не якобы поиск жареных, скандальных, грязных, дурно пахнущих фактов. И уж точно не дискредитация родственников, как считают некоторые «фантасты».

post

Зарезанный Орел

По-разному вели себя люди на Украине, оккупированной немецко-фашистскими войсками. Одни, как Иван Босич, становились полицейскими сельуправы. Другие, как Василий Кривенко и его сын, уходили в партизаны. Но, правда, нюанс: Кривенко-старший стал «лесным солдатом» не сразу после того, как на родную землю вступили гитлеровцы, а только весной 1943 года. Об этом и не только мы узнали из лишь недавно рассекреченных материалов из архива Управления ФСБ России по Тульской области.

post

Тульский адрес украинского коллаборациониста

Александра Нечипоренко по делу немецкого пособника Ивана Босича, наследившего во время пребывания фашистов в Черниговской области, а впоследствии оказавшегося в руках тульских чекистов, проходила как свидетель. Помощник оперуполномоченного Носовского районного отделения МГБ по Черниговской области гвардии старшина Волошин пообщался с этой женщиной 25 марта 1947 года.

post

Бременские пожарные с украинским акцентом

Город Ораниенбург в земле Бранденбург. Германия. 1944 год. Там и тогда обосновался немецкий пособник, полицейский сельуправы с 1941 по 1943 год Иван Босич, сбежавший из Черниговской области. О нем мы узнали из недавно рассекреченных материалов архива Управления ФСБ России по Тульской области. Жил в бывшем лагере вермахта, где гитлеровцы организовали школу пожарных. Учился.

post

Как украинские полицаи оказались в Германии в лагере русских военнопленных

Ганна Костюк. Она лично знала немецкого пособника Ивана Босича, наследившего во время пребывания фашистов в Черниговской области, а впоследствии оказавшегося в руках тульских чекистов. Босич, напомним, служил полицейским сельуправы с 1941 по 1943 год, а Костюк весь период немецкой оккупации проживала в с. Тертышники Носовского района, трудилась на рядовых работах в общине, а после изгнания гитлеровцев – в колхозе им. Фрунзе.

post

Босич знал, что его могут убить, или Как шеф полиции сельуправы заделался шахтером

В одной из предыдущих публикаций про «похождения» полицейского сельуправы Ивана Босича из Черниговской области, который после войны попал в руки тульских чекистов, мы рассказывали, как на гитлеровского пособника на Украине устроили охоту партизаны.

post

Немецкий ставленник, но не пособник: дело старшины Кузнецова

«Да, 10 декабря 1941 года я был назначен старшиной деревни Житово (точнее, нескольких деревень, потому что у «руля» только одного населенного пункта стоял староста. – Прим. авт.) Щекинского района и являлся им семь дней, но практически ничего в пользу оккупантов не делал». Показания эти подтвердили и допрошенные по уголовному делу свидетели…

post

Активный немецкий пособник

Полицейского сельуправы в селе Тертышники Носовского района Черниговской области Ивана Босича, следы которого после Великой Отечественной войны обнаружили сотрудники госбезопасности в Тульской области, очень хорошо знал Гавриил Семенец.

post

Тульский след украинского полицая Босича

Григорий Артемович Кириленко во время немецко-фашистской оккупации Черниговской области проживал в селе Тертышники Носовского района (там же он и родился – в 1880 г.), а потому не мог не знать германского пособника Ивана Босича (в 1941-1943 годах полицейского сельуправы). Ведь они – односельчане, вот Кириленко и не скрывал: «Ивана Кондратьевича я знаю хорошо, взаимоотношения нормальные, личных счетов не было».

post

Спасительный прыжок с машины, или Как жил в оккупацию щекинский экономист

В рамках военно-исторического проекта о жизни щекинцев в 1941 году мы, опираясь на материалы архива Управления ФСБ России по Тульской области, расскажем читателям о судьбе еще одного нашего земляка.

post

Дело старосты деревни Хмелевец: «Я выполнял все распоряжения… немецкого командования»

Городна в Тульской области – прославил в свое время эту деревню ее уроженец комсомолец Дмитрий Лукашин, организатор первой комсомольской ячейки в Щекинском районе (в г. Щекино в честь него названа улица). Другой уроженец и житель д. Городна менее известен нашим землякам, но и о нем мы расскажем в рамках редакционного проекта о жизни щекинцев в 1941 году.

post

Жестокая месть за убитых немецких офицеров

3 июня 1947 года сотрудники госбезопасности, арестовавшие в Тульской области немецкого пособника Ивана Кондратьевича Босича (в 1941-1943 годах – полицейского сельуправы), продолжили общение со своим «подопечным», задав ему вопрос: в период оккупации немцами села Тертышники Носовского района Черниговской области, где он проживал, и округи в целом германские власти сжигали деревни? Ответ был утвердительным…

post

Тертышники – Германия: маршрут фашистских холуев Вороны и Босича

Как в селе Тертышники Носовского района Черниговской области во время немецко-фашистской оккупации была создана местная полиция? Ответ на этот вопрос мы нашли в недавно рассекреченных материалах архива Управления ФСБ России по Тульской области, касающихся деятельности коллаборациониста Ивана Босича: о нем мы говорили в предыдущей публикации.

post

Контрпартизанские операции Ивана Босича

Полицейский сельуправы с 1941 по 1943 год. Еще недавно этот человек являлся представителем оккупационной власти. Имел определенные полномочия. Мог пустить в ход оружие. Дело было в Носовском районе Черниговской области. А когда гитлеровцев там разбили, то коллаборационисты побежали вместе с немцами. Иные пытались залечь на дно, раствориться среди соотечественников, найти новую работу, сменить место жительство, а то и фамилию.

post

Щекино-1941: как советские люди становились старостами и старшинами

Когда гитлеровские войска оккупировали Щекинский район, председатель колхоза «Новая жизнь», уроженец и житель деревни Коровьи Хвосты Михаил Тр-ов стал тоже фактически руководителем – старостой. С определенной полнотой власти и, видимо, с некоторыми привилегиями, с некоторым уровнем душевного спокойствия. Мол, немцы уже не тронут.

post

Старосту Колчкова из-под стражи освободить, или Щекинский бургомистр переходит на крик

Когда Капитона Колчкова 29 декабря 1941 года задержали сотрудники Управления НКВД по Тульской области – по подозрению в том, что он в период немецко-фашистской оккупации Щекинского района, проживая в деревне Беловы Дворы (Белые Дворы), служил старостой и оказывал активную помощь оккупантам, – то Капитон Глебович на допросе показал: да, он действительно являлся старостой, но помощи немцам не оказывал.

post

Дело старосты Седова: неизвестные подробности об оккупации Щекинского района

«Будучи допрошен после задержания, Седов показал, что он был назначен старостой деревни Житово-Ладыжино в период немецкой оккупации Щекинского района Тульской области, но, состоя в этой должности, указаний оккупационных властей не выполнял, а на требование составить список коммунистов также не ответил, но сообщил коммунистам о том, что ими интересуются оккупанты».