Тайны спецслужб

post

Конвоировал красноармейцев, аппендицит в вермахте, отпуск из-за смерти брата: эпизоды из жизни жандарма Фаттера

Наше издание продолжает знакомить читателей с рассекреченными материалами из архива Управления ФСБ России по Тульской области, в которых идет речь о нацистских преступниках, совершивших множество злодеяний на территории СССР. Они представляют интерес не только для историков спецслужб. Каждый, прочитав показания гитлеровцев, сможет представить, что это были за исполнители преступных приказов фашистской верхушки и какой путь прошли они до вторжения в Советский Союз.

post

Выбили леснику все зубы, сожгли мужа и жену, расстреляли военнопленных

«С января-февраля до осени 1944 года жандармы совместно со своими немецко-фашистскими войсками под ударами частей Красной Армии, отступая из Псковской и Великолукской областей в Латвийскую ССР, на своем пути все сжигали и разрушали, т.е. оставляли пустыни, а ограбленное и обескровленное население насильно угоняли в глубокий тыл немецкой армии».

post

Расстреливали, сжигали, морили голодом: почерк немецких жандармов в СССР

Этот человек служил жандармом отдельного отряда (взвода) полевой жандармерии 290-й пехотной дивизии 16-й немецкой армии. Во время Великой Отечественной войны находился в Псковской, Великолукской областях, в Латвийской ССР.

post

Четыре награды нациста Фаттера: из свидетелей – в обвиняемые

Текстильщик по профессии – но в период Второй мировой войны его деятельность отнюдь не была связана с легпромом: с марта 1941 года по 9 мая 1945-го он служил рядовым жандармом в отряде полевой жандармерии 290-й пехотной дивизии (однако, есть сведения, что дослужился на Восточном фронте он до фельдфебеля). Убежденный нацист: член НСДАП еще с 1939 года.

post

Всегда читайте, что подписываете: агроном, которого не расстреляли, и щекинские свидетели

В 1941 году в период оккупации Тульской области Сергей Минаев проживал на родине, в деревне Нижние Суры Щекинского района. Без дела дома не сидел в ту пору – например, молотил хлеб. 23 июля 1947 г. в разговоре со старшим оперуполномоченным Щекинского районного отделения МГБ свидетель Минаев сообщил, что знал Федора Ивановича Гор-ева, бывшего агронома райзо (районного земельного отдела).

post

Пособник Босич: В пепле сгоревших Козар я видел множество обгоревших трупов

11 июня 1947 года арестованный Иван Босич рассказал старшему следователю следственного отдела УМГБ по Тульской области про то, как районная полиция, «власовцы» и немцы уничтожали населенный пункт Козары (подробно про это мы говорили в предыдущих публикациях).

post

Немецкий агроном в оккупированном Щекино

Как много нового мы узнаем из материалов архива Управления ФСБ России по Тульской области, касающихся оккупации Щекинского района! Оказывается, в 1941-м в райцентре находился некий немецкий агроном, из чего следует, что гитлеровцы рассчитывали быстро победить Красную Армию и начать осваивать захваченные территории: засевать поля, разводить скот… На первых порах помогать им в этих делах должны были щекинские коллаборационисты.

post

Щекино в оккупацию: шахты, парикмахерские и госпиталь для красноармейцев

Мы убеждены на 100%: не окажись у нас в распоряжении рассекреченных материалов из архива Управления ФСБ России по Тульской области о щекинском бургомистре и его окружении, то читатели никогда бы не узнали десятки, если не сотни уникальных подробностей того, как жил город Щекино в период немецкой оккупации.

post

Украинский коллаборационист Босич: запоздалые признания и вялое покаяние

Савва Кириленко, с которым начальник Носовского РО МГБ капитан Бурыкин пообщался как со свидетелем 23 апреля 1947 года, пояснил, что хорошо знает Ивана Босича как односельчанина и что взаимоотношения у них были нормальные, никаких личных счетов. Кириленко не стал скрывать: Босич весь период оккупации с 1941-го по 1943-й служил полицейским в селе Тертышники Носовского района Черниговской области.

post

Встреча в Щекино, которая приведет к расстрелу: новые подробности об оккупации

Великая Отечественная имеет столько всевозможных оттенков, что только в наши дни можно понять (да и то не всегда): кто на оккупированной фашистами территории повел себя как самый настоящий изменник Родине, а кто стал пособником поневоле. Но в войну не всегда разбирались досконально в таких вещах. «Трудился на врага? Значит, и сам враг». Полутона не принимали!

post

Украинский полицай продался Третьему рейху за 200 г колбасы и 250 рублей

Был на Украине железнодорожником, а стал коллаборационистом, служил фашистам. После войны скрывался за сотни километров от дома – в Тульской области. И в итоге пришлось ему держать ответ перед сотрудниками госбезопасности. Такой вот путь проделал Иван Босич, о котором мы сегодня продолжаем рассказ. И цель наших публикаций – вовсе не якобы поиск жареных, скандальных, грязных, дурно пахнущих фактов. И уж точно не дискредитация родственников, как считают некоторые «фантасты».

post

Зарезанный Орел

По-разному вели себя люди на Украине, оккупированной немецко-фашистскими войсками. Одни, как Иван Босич, становились полицейскими сельуправы. Другие, как Василий Кривенко и его сын, уходили в партизаны. Но, правда, нюанс: Кривенко-старший стал «лесным солдатом» не сразу после того, как на родную землю вступили гитлеровцы, а только весной 1943 года. Об этом и не только мы узнали из лишь недавно рассекреченных материалов из архива Управления ФСБ России по Тульской области.

post

Тульский адрес украинского коллаборациониста

Александра Нечипоренко по делу немецкого пособника Ивана Босича, наследившего во время пребывания фашистов в Черниговской области, а впоследствии оказавшегося в руках тульских чекистов, проходила как свидетель. Помощник оперуполномоченного Носовского районного отделения МГБ по Черниговской области гвардии старшина Волошин пообщался с этой женщиной 25 марта 1947 года.

post

Бременские пожарные с украинским акцентом

Город Ораниенбург в земле Бранденбург. Германия. 1944 год. Там и тогда обосновался немецкий пособник, полицейский сельуправы с 1941 по 1943 год Иван Босич, сбежавший из Черниговской области. О нем мы узнали из недавно рассекреченных материалов архива Управления ФСБ России по Тульской области. Жил в бывшем лагере вермахта, где гитлеровцы организовали школу пожарных. Учился.

post

Как украинские полицаи оказались в Германии в лагере русских военнопленных

Ганна Костюк. Она лично знала немецкого пособника Ивана Босича, наследившего во время пребывания фашистов в Черниговской области, а впоследствии оказавшегося в руках тульских чекистов. Босич, напомним, служил полицейским сельуправы с 1941 по 1943 год, а Костюк весь период немецкой оккупации проживала в с. Тертышники Носовского района, трудилась на рядовых работах в общине, а после изгнания гитлеровцев – в колхозе им. Фрунзе.

post

Босич знал, что его могут убить, или Как шеф полиции сельуправы заделался шахтером

В одной из предыдущих публикаций про «похождения» полицейского сельуправы Ивана Босича из Черниговской области, который после войны попал в руки тульских чекистов, мы рассказывали, как на гитлеровского пособника на Украине устроили охоту партизаны.

post

Немецкий ставленник, но не пособник: дело старшины Кузнецова

«Да, 10 декабря 1941 года я был назначен старшиной деревни Житово (точнее, нескольких деревень, потому что у «руля» только одного населенного пункта стоял староста. – Прим. авт.) Щекинского района и являлся им семь дней, но практически ничего в пользу оккупантов не делал». Показания эти подтвердили и допрошенные по уголовному делу свидетели…

post

Активный немецкий пособник

Полицейского сельуправы в селе Тертышники Носовского района Черниговской области Ивана Босича, следы которого после Великой Отечественной войны обнаружили сотрудники госбезопасности в Тульской области, очень хорошо знал Гавриил Семенец.

post

Тульский след украинского полицая Босича

Григорий Артемович Кириленко во время немецко-фашистской оккупации Черниговской области проживал в селе Тертышники Носовского района (там же он и родился – в 1880 г.), а потому не мог не знать германского пособника Ивана Босича (в 1941-1943 годах полицейского сельуправы). Ведь они – односельчане, вот Кириленко и не скрывал: «Ивана Кондратьевича я знаю хорошо, взаимоотношения нормальные, личных счетов не было».

post

Спасительный прыжок с машины, или Как жил в оккупацию щекинский экономист

В рамках военно-исторического проекта о жизни щекинцев в 1941 году мы, опираясь на материалы архива Управления ФСБ России по Тульской области, расскажем читателям о судьбе еще одного нашего земляка.

post

Дело старосты деревни Хмелевец: «Я выполнял все распоряжения… немецкого командования»

Городна в Тульской области – прославил в свое время эту деревню ее уроженец комсомолец Дмитрий Лукашин, организатор первой комсомольской ячейки в Щекинском районе (в г. Щекино в честь него названа улица). Другой уроженец и житель д. Городна менее известен нашим землякам, но и о нем мы расскажем в рамках редакционного проекта о жизни щекинцев в 1941 году.